Таргетирование инфляции — что это? Как влияет на экономику
Большинство стран регулярно прибегают к режиму денежно-кредитной политики для стабилизации экономических показателей.
Что такое таргетирование инфляции?
Высокая инфляция в развивающихся странах и последующий рост цен является большой проблемой для страны. Население паникует, правительство теряет доверие, предприятия не инвестируют в свое развитие, происходит отток капитала за рубеж.
В период такой нестабильной ситуации экономические власти страны проводят инфляционное таргетирование.
Таргетирование инфляции — это действия Центрального банка страны по достижению ценовой стабильности.
Денежно-кредитная политика Банка России по установлению целевого уровня по инфляции:
- Публичная количественная цель
- Взаимодействие с обществом
- Решение на основе прогноза
- Ответственность за результат
Основные действия Центрального банка
В период спада экономики для предотвращения сильных инфляционных процессов Центральный банк — повышает процентную ставку.
При снижении инфляции и ее нахождению на минимальном уровне — процентная ставка снижается.
Как часто Центральные банки стран меняют свою процентную ставку?
Это происходит в зависимости от экономической ситуации.
Каждую пятницу происходит заседание Совета директоров Центробанка России по вопросам денежно-кредитной политики. На нем они решают о необходимости изменения процентной ставки и другие вопросы.
Историческая справка
Задачей Центральных банков стран было регулирование валютного курса, который напрямую связан с ценой на золото.
Шведский экономист Кнут Викселль впервые обосновал идею о том, что задачей центральных банков должно стать удержание стабильности цен в стране и контроль за инфляцией.
Впервые действия по таргетированию инфляции приняла Новая Зеландия в 1990 г. Следом за ней ее примером воспользовались другие страны: Чили, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия.
В начале 2019 года экономисты РАНХ и ГС опубликовали научный доклад «Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России».
В докладе они представили анализ международного опыта проведения и последствий таргетирования инфляции. Предоставили свои выводы по выгодам для России развития экономики в условиях ценовой стабильности.
Как происходит инфляционное таргетирование?
Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в настоящее время таргетированием инфляции занимается 25 развивающихся стран. Метод инфляционного таргетирования очень популярен и занимает второе место в денежно-кредитной политике стран.
- Центральный банк устанавливает целевые показатели динамики роста цен, которых требуется достичь;
- Производит расчет разницы между прогнозом и целевыми показателями;
- Устанавливает таргет по инфляции;
- Повышает или понижает процентную ставку, чтобы достичь плановых показателей.
Режим инфляционного таргетирования сталкивается с определенными трудностями при его внедрении:
- Вмешательство государства в процесс регулирования цен;
- Большая доля перераспределяемого через бюджетную систему ВВП;
- Высокие показатели косвенных налогов;
- Высокий уровень госбанков в стране;
- Несамостоятельность Центрального банка в принятии решений;
- Недостаточно развиты финансовые институты;
- Низкая капитализация компаний.
Режимы таргетирования инфляции
Существует три основных режима инфляционного таргетирования. Выбор того или иного режима определяется рядом показателей:
- Степень доверия к банковской системе в стране;
- Прозрачность ведения денежно-монетарной политики;
- Устойчивые показатели макроэкономических параметров;
- Устойчивые политические институты;
- Гибкость реагирования субъектов на изменения.
- Режим полного (полноценного) таргетирования инфляции. Используется в высокоразвитых странах. Целевые ориентиры имеют четкие показатели. У населения и бизнеса высокое доверие к национальному ЦБ. (Япония, США, Швейцария, Сингапур и др.)
- Режим выборочного (эклективного или замаскированного) таргетирования инфляции. Применяют в развитых странах. В Этом случае инфляционные цели определены недостаточно четко, но в стране существует низкая инфляция, которая обеспечивает достаточно стабильный рост экономики. (Европейские страны, южно-африканские и др.)
- Режим упрощенного (экспериментального) таргетирования инфляции. Используется странами, где наблюдается недостаточное (низкое) доверие к экономическим властям. Страна еще не выбрала четких позиций по установлению ориентиров. (Восточно-Европейские страны, страны бывшего СССР, в том числе Россия).
Проведение таргетирования для предупреждения нулевой инфляции
Низкий уровень инфляции в развивающихся странах опасен для ослабленной экономики. Нулевая инфляция несет в себе угрозу дефляции.
Опыт в Японии показал насколько опасна дефляция. Что происходит при отрицательной инфляции?
- Зарплата населения снижается;
- Люди не могут погасить кредиты из-за низкой зарплаты;
- Уровень покупательской способности сильно снижается, так как люди ждут понижения цены на крупные приобретения;
- Растет безработица.
Поэтому задача Центрального банка заключается в поддержании оптимальной инфляции, а при нулевых показателях стремиться ее повысить. Только в этом случае экономика страны будет показывать рост и не сказываться на платежеспособности населения и компаний.
Низкая инфляция не самоцель, а условие сбалансированного роста экономики, которая обеспечивает:
- Экономический рост и рост благосостояния
- Рост инвестиций
- Рост кредитования, в том числе долгосрочного
- Снижение инфляционной премии и процентных ставок
- Уверенность в завтрашнем дне
- Длинный горизонт планирования
- Вложения не обесцениваются
- Формирование сбережений
Какой результат приносит таргетирование инфляции
Многие критики Российского Центрального банка прогнозируют замедление экономического роста вследствие инфляционного таргетирования. Они предлагают перейти к другим методам денежно-кредитной политики:
- Проводить операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг;
- Воздействовать на курс рубля с помощью валютных интервенций;
- Таргетирование денежной массы нацвалюты;
- Эмиссия облигаций ЦБ.
В 2017 году эксперты МВФ провели анализ на тему таргетирования инфляции и ее последствия на экономику страны. Они пришли к выводу, что после введения в стране таргетирования инфляции происходит:
- Снижение уровня инфляции;
- Снижается волатильность нацвалюты;
- Отсутствует влияние инфляции и волатильности на экономический рост и увеличение ВВП.
Кроме того к аргументам в пользу эффективности инфляционного таргетирования можно отнести:
- Четкая и понятная формулировка цели ЦБ по достижению уровня инфляции;
- Независимость ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитной политики;
- Прозрачность отчетности ЦБ РФ перед обществом.
Заключение
Разумная монетарная политика экономических властей помогает экономическому развитию. В то же время не стоит возлагать большие надежды на то, что инфляционное таргетирование может решить все проблемы связанные с экономическим ростом, снижением инфляции и улучшением уровня жизни в стране.
Для экономического роста нужно проводить больше мер по улучшению финансовых и политических институтов, стимулировать научно-технологический процесс, создавать благоприятную инвестиционную среду.