Таргетирование инфляции — что это? Как влияет на экономику

таргетирование инфляции

Большинство стран регулярно прибегают к режиму денежно-кредитной политики для стабилизации экономических показателей.

Что такое таргетирование инфляции?

Высокая инфляция в развивающихся странах и последующий рост цен является большой проблемой для страны. Население паникует, правительство теряет доверие, предприятия не инвестируют в свое развитие, происходит отток капитала за рубеж.

В период такой нестабильной ситуации экономические власти страны проводят инфляционное таргетирование.

Таргетирование инфляции — это действия Центрального банка страны по достижению ценовой стабильности.

Денежно-кредитная политика Банка России по установлению целевого уровня по инфляции:

  • Публичная количественная цель
  • Взаимодействие с обществом
  • Решение на основе прогноза
  • Ответственность за результат

Основные действия Центрального банка

В период спада экономики для предотвращения сильных инфляционных процессов Центральный банк — повышает процентную ставку.

При снижении инфляции и ее нахождению на минимальном уровне — процентная ставка снижается.

Как часто Центральные банки стран меняют свою процентную ставку?

Это происходит в зависимости от экономической ситуации.

Каждую пятницу происходит заседание Совета директоров Центробанка России по вопросам денежно-кредитной политики. На нем они решают о необходимости изменения процентной ставки и другие вопросы.

Историческая справка

Задачей Центральных банков стран было регулирование валютного курса, который напрямую связан с ценой на золото.

Шведский экономист Кнут Викселль впервые обосновал идею о том, что задачей центральных банков должно стать удержание стабильности цен в стране и контроль за инфляцией.

Похожая статья:  Финансовый омбудсмен (уполномоченный) - функции и обязанности

Впервые действия по таргетированию инфляции приняла Новая Зеландия в 1990 г. Следом за ней ее примером воспользовались другие страны: Чили, Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия.

В начале 2019 года экономисты РАНХ и ГС опубликовали научный доклад «Выгоды и издержки инфляционного таргетирования в России».

В докладе они представили анализ международного опыта проведения и последствий таргетирования инфляции. Предоставили свои выводы по выгодам для России развития экономики в условиях ценовой стабильности.

Как происходит инфляционное таргетирование?

Международный валютный фонд (МВФ) сообщил, что в настоящее время таргетированием инфляции занимается 25 развивающихся стран. Метод инфляционного таргетирования очень популярен и занимает второе место в денежно-кредитной политике стран.

  1. Центральный банк устанавливает целевые показатели динамики роста цен, которых требуется достичь;
  2. Производит расчет разницы между прогнозом и целевыми показателями;
  3. Устанавливает таргет по инфляции;
  4. Повышает или понижает процентную ставку, чтобы достичь плановых показателей.

Режим инфляционного таргетирования сталкивается с определенными трудностями при его внедрении:

  • Вмешательство государства в процесс регулирования цен;
  • Большая доля перераспределяемого через бюджетную систему ВВП;
  • Высокие показатели косвенных налогов;
  • Высокий уровень госбанков в стране;
  • Несамостоятельность Центрального банка в принятии решений;
  • Недостаточно развиты финансовые институты;
  • Низкая капитализация компаний.

Режимы таргетирования инфляции

Существует три основных режима инфляционного таргетирования. Выбор того или иного режима определяется рядом показателей:

  • Степень доверия к банковской системе в стране;
  • Прозрачность ведения денежно-монетарной политики;
  • Устойчивые показатели макроэкономических параметров;
  • Устойчивые политические институты;
  • Гибкость реагирования субъектов на изменения.
  1. Режим полного (полноценного) таргетирования инфляции. Используется в высокоразвитых странах. Целевые ориентиры имеют четкие показатели. У населения и бизнеса высокое доверие к национальному ЦБ. (Япония, США, Швейцария, Сингапур и др.)
  2. Режим выборочного (эклективного или замаскированного) таргетирования инфляции. Применяют в развитых странах. В Этом случае инфляционные цели определены недостаточно четко, но в стране существует низкая инфляция, которая обеспечивает достаточно стабильный рост экономики. (Европейские страны, южно-африканские и др.)
  3. Режим упрощенного (экспериментального) таргетирования инфляции. Используется странами, где наблюдается недостаточное (низкое) доверие к экономическим властям. Страна еще не выбрала четких позиций по установлению ориентиров. (Восточно-Европейские страны, страны бывшего СССР, в том числе Россия).
Похожая статья:  Экономический пузырь - примеры из истории

Проведение таргетирования для предупреждения нулевой инфляции

Низкий уровень инфляции в развивающихся странах опасен для ослабленной экономики. Нулевая инфляция несет в себе угрозу дефляции.

Опыт в Японии показал насколько опасна дефляция. Что происходит при отрицательной инфляции?

  • Зарплата населения снижается;
  • Люди не могут погасить кредиты из-за низкой зарплаты;
  • Уровень покупательской способности сильно снижается, так как люди ждут понижения цены на крупные приобретения;
  • Растет безработица.

Поэтому задача Центрального банка заключается в поддержании оптимальной инфляции, а при нулевых показателях стремиться ее повысить. Только в этом случае экономика страны будет показывать рост и не сказываться на платежеспособности населения и компаний.

Низкая инфляция не самоцель, а условие сбалансированного роста экономики, которая обеспечивает:

  • Экономический рост и рост благосостояния
  • Рост инвестиций
  • Рост кредитования, в том числе долгосрочного
  • Снижение инфляционной премии и процентных ставок
  • Уверенность в завтрашнем дне
  • Длинный горизонт планирования
  • Вложения не обесцениваются
  • Формирование сбережений

Какой результат приносит таргетирование инфляции

Многие критики Российского Центрального банка прогнозируют замедление экономического роста вследствие инфляционного таргетирования. Они предлагают перейти к другим методам денежно-кредитной политики:

  1. Проводить операции на открытом рынке по купле-продаже государственных ценных бумаг;
  2. Воздействовать на курс рубля с помощью валютных интервенций;
  3. Таргетирование денежной массы нацвалюты;
  4. Эмиссия облигаций ЦБ.
Похожая статья:  Экономические циклы - спады, подъемы, кризисы в экономике

В 2017 году эксперты МВФ провели анализ на тему таргетирования инфляции и ее последствия на экономику страны. Они пришли к выводу, что после введения в стране таргетирования инфляции происходит:

  • Снижение уровня инфляции;
  • Снижается волатильность нацвалюты;
  • Отсутствует влияние инфляции и волатильности на экономический рост и увеличение ВВП.

Кроме того к аргументам в пользу эффективности инфляционного таргетирования можно отнести:

  • Четкая и понятная формулировка цели ЦБ по достижению уровня инфляции;
  • Независимость ЦБ в выборе инструментов денежно-кредитной политики;
  • Прозрачность отчетности ЦБ РФ перед обществом.

Заключение

Разумная монетарная политика экономических властей помогает экономическому развитию. В то же время не стоит возлагать большие надежды на то, что инфляционное таргетирование может решить все проблемы связанные с экономическим ростом, снижением инфляции и улучшением уровня жизни в стране.

Для экономического роста нужно проводить больше мер по улучшению финансовых и политических институтов, стимулировать научно-технологический процесс, создавать благоприятную инвестиционную среду.

Читайте также:

Яндекс.Метрика